Требуется собрать 15 715 650 руб
Открытых сборов 13
Уже собрано 81 550 руб
Закрытых сборов 0
Каждый рубль, потраченный Вами, найдёт нуждающегося благополучателя!
+7922140-22-98

Новости по теме

Почему уходят добровольцы?
Далее
Что делать, если ваши сообщения игнорируют⁉
Далее
Партия в грант
Далее
Матрица доноров: как расширить аудиторию
Далее

Подбор волонтеров в проект

Подбор волонтеров в проект — это то, с чем сталкивается любая некоммерческая организация. Но почему кто-то делает это легко и их волонтерам можно только позавидовать, а кто-то безуспешно ищет людей, которые станут частью команды, на протяжении долгого времени? В этой статье мы постарались детально разобраться с вопросом подбора волонтеров и подготовили для вас три основных правила поиска добровольцев.

Итак, перед вами стоит вопрос подбора волонтеров. С чего начать?

Чётко продумайте список задач для волонтеров и продолжительность их занятости в проекте. Данный пункт поможет вам определить точное количество добровольцев, понять какой формат взаимодействия с волонтерами вам подходит (разовое взаимодействие или регулярная работа) и, главное, позволит волонтеру оценить сможет ли он вообще помочь вам и, в последствии, оценить то, насколько хорошо он справился с поставленной задачей.

Например, вы проводите семинар по воспитанию детей для молодых родителей. Ожидаемое количество участников — 100 человек.

Плохо сформулированные задачи волонтерам:

«12:48 нам нужно 3-5 человек, человека два сядут на регистрацию участников (ну, тут все элементарно), 1 или 2 человека встанут на кофе-брейк, нужно будет напоить гостей чаем, накормит пирожками.

13:31 мы тут поняли, что нам нужен еще один человек, чтобы встречать гостей на первом этаже и объяснять, как пройти в конференц зал!! есть еще люди?»

Хорошо сформулированные задачи волонтерам:

«12:48 В пятницу, 11 марта у нас пройдёт семинар для молодых родителей по вопросам воспитания детей. Ожидаемое количество участников — 100 человек. Более подробную информацию о самом мероприятии можно почитать по ссылке: хорошеемероприятиедляродителей.рф

Гости начнут подходить к 10:00, закончится семинар в 16:00.

Нам понадобится 5 волонтеров.

Две девушки на регистрацию участников. Стиль одежды — деловой.

Начало работы — 9:30, быть на площадке в 9:00. Необходимо сверять участников по спискам и выдавать регистрационные пакеты. Регистрация будет работать до 11:00. По завершению работы можно будет остаться слушателем или поехать домой.» и т.д.

Определитесь с тем, какие именно волонтеры вам нужны: новички, которых вы готовы обучать или добровольцы с большим опытом социальной работы. Почему это важно? От этого будет зависеть путь поиска ваших палочек-выручалочек. Либо вы откроете набор через свои информационные каналы, либо вы обратитесь в координационные волонтерские центры города/региона, которые готовят профессиональных волонтеров. Также это поможет вам определить, как выстроить работу с волонтерами.

Допустим, у вас небольшое мероприятие, на котором волонтерам необходимо выполнить типовые задачи. Тогда, скорее всего, вам подойдут волонтеры, которые знакомы с подобной деятельностью и имеют опыт ее реализации. А вот если вы, к примеру, выиграли президентский грант, в рамках которого вы разрабатываете инновационную программу реабилитации инвалидов, с которой хотите объехать весь регион, то лучше подыскать людей, которые может быть не такие опытные, на готовы учиться. Вы сможете обучить их своей методике и работать с ними на протяжении всего года.

Продумайте, что вы дадите волонтерам и сообщите им это на моменте поиска.

Ни смотря на то, что волонтеры работают «за идею» и зачастую не получают финансового вознаграждения, они трудятся! И любой труд должен быть поощрен.

Что мы привыкли видеть в качестве «спасибо» волонтерам? Благодарственные письма, силиконовые браслеты, футболки и т.д. Это всё прекрасно и здорово, если вы это делаете. Но благодарность может быть еще эффективнее, если вы попадете в матрицу мотивации волонтера.

В 2015 году в Екатеринбурге мы проводили исследование «Личностные детерминанты участия в волонтерской деятельности». Автор исследования — Ксения Шакирова (психолог, руководитель проектов БФ Антона Шипулина). Цель исследования заключалась в том, чтобы понять, что заставляет людей становится волонтерами. В исследовании приняли участие более 100 волонтеров из «Волонтёрского центра УрГПУ» и Волонтёрского центра «Волонтёры Урала». В результате мы получили 6 факторов, определяющих вступление людей в ряды добровольцев. Факторы приведены по частоте встречаемости.

  1. Гуманистическая направленность личности. То есть это те волонтеры для которых главный смысл добровольческой деятельности — видеть преображающий общество результат своей работы.
  2. Стремление к профессиональному саморазвитию. Таким добровольцам волонтерская деятельность помогает приобрести/развить те качества, которые помогут им стать более эффективными в выбранной профессии. Например, будущее учителя развивают эмпатию или коммуникативные навыки, работая на благотворительных акциях в детских домах.
  3. Стремление к самоактуализации. Для таких волонтеров важно, чтобы они имели возможность реализовывать собственные инициативы, придумывать новое и чтобы с их идеями считались.
  4. Возможность управлять собственными эмоциями. Эти добровольцы ориентированы на получение чувственного опыта с помощью участия в добровольческой деятельности. Развивать свою открытость, эмпатию, стрессоустойчивость и так далее.
  5. Потребность в обучении. Для таких волонтеров важно чему-то научиться в результате добровольческой деятельности. И речь тут не о развитии качеств личности, а именно о знаниях и приобретенных умениях.
  6. Склонность к альтруизму. Мотивов альтруизма достаточно много, обычно за ними стоят глубинные процессы в психике человека. Материал на отдельную статью, но важно здесь одно — истинных альтруистов, по результатам исследований, крайне мало.

Ну а теперь главный вопрос: как сопоставить эти данные со способами благодарности волонтеров? Всё просто: закрыть потребность волонтера. Вот такие примеры получились у нас.

  1. Гуманистическая направленность — персональная благодарность со смыслом: «именно благодаря тебе, эти [ЦА благополучателей] получили/теперь могут [оказанное благо]. Также очень хорошо в данном случае получить отсроченные «спасибо» от благополучателей.
  2. Стремление к профессиональному саморазвитию — с такими волонтерами работать нужно по следующему принципу: изначально зовем на мероприятия, которые соответствуют его вектору профессионального развития. Например, судьями на спортивное мероприятие зовем тех, кто любит спорт и хочет развиваться в этом направлении и т.д.
  3. Стремление к самоактуализации. Дайте возможность таким волонтерам быть не исполнителями, а созидателями. Проводите с ними брифинги, мозговые штурмы, конкурсы. Изобилие идей может вас приятно удивить.
  4. Возможность управлять собственными эмоциями. Самый тонкий фактор. Самое лучшее, что нам удалось придумать — проводить с волонтерами рефлексию полученного чувственного опыта, в идеале 1,5 часовой психологический тренинг. Как показывает практика, такой вид благодарности не превышает стоимости печати тех же брендированных футболок, а волонтеры ценят его намного больше.
  5. Потребность в обучении. Пригласите ваших волонтеров на обучение в качестве слушателей. На свои образовательные курсы или на курсы, специально организованные для них. Это же так полезно.
  6. Склонность к альтруизму. Если вы не психолог, угадать, что же именно побуждает людей к альтруизму очень сложно, но, как показывает практика, всё, что им нужно, они получат не от вас, а от выполняемой деятельности. Поэтому здесь можно спокойно проявлять творчество.

Если вы проработали все вышеописанные пункты, вы уже почти на 100% близки к приятной, спокойной и эффективной работе с добровольцами. Но что это за «почти»?

Мы выразили его в ещё пяти маленьких советах по работе с волонтёрами, которых вы уже нашли.

  1. Обязательно проводите собрание с волонтерами перед мероприятием. Это забота, это внимание и это решение последних «горячих» проблем. Проведите итоговый инструктаж, познакомьтесь поближе с людьми, которые работают с вами, обсудите основные организационные моменты.
  2. Позаботьтесь о комфорте волонтеров на мероприятии. О том, чтобы им было тепло (если они работают на улице), чтобы они могли бесплатно поесть или перекусить, чтобы им было, где оставить личные вещи и т.д.
  3. Ведите базу ваших волонтеров. Если у вас нет собственного волонтерского центра, обязательно ведите контакты всех добровольцев. Это существенно облегчит процесс поиска волонтеров на новое мероприятие.
  4. Фотографируйте о вовремя высылайте фото-материалы вашим волонтерам. Они — тоже огромная часть вашего мероприятия. Позвольте им это почувствовать.
  5. Высылайте волонтерам памятки на кануне мероприятия. Даже если вам кажется, что волонтеры помнят все-все на 10 баллов, человеческий фактор никто не отменял. Отправляйте каждому волонтеру четкую напоминалку: время, место, путь проезда, список вещей, которые надо взять с собой, во сколько волонтер освободится, будет ли у него возможность поесть, какой дресс-код, кто основное контактное лицо и т.д.

Теперь вы знаете, или освежили в памяти, основные моменты, которые необходимо учитывать при работе с волонтерами. Но все эти принципы построены на одном фундаменте: ваши волонтеры — часть вашего проекта, а не дополнение к нему.

Относитесь к добровольцам так, как относитесь к себе, и всё у вас будет взаимно.

Ксения Шакирова, руководитель проекта "Урал Благотворительный"

 

Похожие новости

Открыта регистрация на главное фандрайзинговое событие года
26-27 октября, город Екатеринбург встречает 18 федеральных экспертов
Партия в грант
Как сыграть победную партию в грантрайтинге? Мнение эксперта
Какая она - земля социального бизнеса?
Первый областной слет для социальных предпринимателей пройдет 14 сентября
Матрица доноров: как расширить аудиторию
О контекстном сегментировании и эмоциональном спросе
Pro bono для НКО: принципы работы
Профессиональные услуги для профессиональных благотворителей