Требуется собрать 15 715 650 руб
Открытых сборов 13
Уже собрано 81 550 руб
Закрытых сборов 0
Каждый рубль, потраченный Вами, найдёт нуждающегося благополучателя!
+7922140-22-98

Новости по теме

Почему уходят добровольцы?
Далее
Что делать, если ваши сообщения игнорируют⁉
Далее
Матрица доноров: как расширить аудиторию
Далее

Партия в грант

Привет, меня зовут Ксения Шакирова, я являюсь профессиональным грантрайтером. Как я определяю свой профессионализм? Очень просто - конверсией выигранных грантов, на данный момент она составляет 40 процентов. А если рассмотреть на конкретном примере: три из четырех заявок, поданных на первую волну конкурса Фонда Президентских грантов, были одобрены на финансирование. Сегодня я хочу рассказать вам о том, какие бывают категории грантодателей, хотя наверняка вы и так об этом знаете, моя задача сделать так, чтобы эти знания вы могли максимально интегрировать в процесс написания гранта. Поехали!

С чего обычно вы начинаете работу над написанием гранта? У вас есть хорошая идея и направления гранта подходят для подачи заявки. Казалось бы, можно сразу приступать к заполнению, но есть один аспект, пропуск которого существенно понижает вероятность получения средств. Его обычно не включают в заявку, но оценить его необходимо. Речь идет об оценке категории грантодателей. 

Зачем это нужно? Дело в том, что грантовый конкурс — это тоже проект, имеющий свои цели, которые старается достичь грантодатель. И, в зависимости от них, выстраивается политика экспертной оценки уже ваших проектов. Особенно это заметно, когда один и тот же проект может набрать диаметрально противоположные баллы в разных грантовых конкурсах. Успех зависит не столько от остроты проблемы и качества ее решения, сколько от попадания результатов проекта в KPI грантодателя. 

Для того, чтобы сказанное было более убедительным давайте рассмотрим различные категории грантодателей и постараемся определить значимые для них результаты проектов. 

Итак, к первой категории можно отнести субсидирующие Министерства. Любое министерство в своей работе опирается на Госпрограмму, как правило, до 2020 года. 

«Госпрограмма — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» (Портал Госпрограмм РФ). 

В паспорте каждой Программы есть пункт «Ожидаемые результаты реализации программы», которые, по сути, и представляют собой систему оценки проектов НКО. Задача Министерства — достичь этих результатов, субсидирование НКО — инструмент ее достижения. Если вам удается подать свой проект в свете Госпрограммы — шансы на успех существенно повышаются. О Фонде Президентских грантов мы поговорим отдельно, но ключевое отличие Министерств от ФПГ — поправка на регион. Это второй важный аспект формирования заявки. При запросе субсидий следует ориентироваться на злободневные проблемы вашего региона. 

В отдельную, вторую, категорию стоит выделить государственные Фонды, в частности Фонд Президентских грантов. На сегодняшний день, это один из самых открытых грантодателей, старающийся создать максимально комфортные условия для заявителей. Если работать вдумчиво и без спешки, то в личном кабинете можно найти абсолютно все интересующие документы. В принципе, даже форма выбора направления гранта дает представление о значимых проблемах, в решении которых которых государство стремится посодействовать. Тем не менее, выбор направлений и оценка результативности проекта также опирается на Государственные программы, в особенности Федеральные. Поэтому, перед тем, как начинать продумывать проект и заполнять заявку, обязательно ознакомьтесь с актуальными Федеральными Госпрограммами на сайте https://programs.gov.ru/Portal/ и формулируйте результаты проекта, опираясь на Документ. Уровень PRO — органично сослаться на Документы в описании актуальности проблемы. 

К третьей категории можно отнести Консультационные Центры. Ярким примером такого центра является CAF. На территории России — ЦРНО, Ассоциация Фандрайзеров и другие. Классическое понимание гранта встретить в данном случае можно не так часто, но консультационные центры очень часто проводят различные премии, получение которых повышает вашу узнаваемость и доверие доноров. Также часто можно встретить регрантинг (предоставление микрогрантов на основе крупного полученного гранта у других грантодателей). Высшей целью существования таких организаций, как правило, является развитие некоммерческого сектора в стране и мире. Поэтому, при формировании заявки, стоит делать упор на инновационность проекта, соответствие его последним трендам благотворительности и актуальным вопросам некоммерческого сектора. Если у консультационного центра есть своя методическая база, обязательно ознакомьтесь с ней перед составлением заявки. Очень высока вероятность, что методика гранта будет опираться на собственную методическую базу грантодателя. 

К четвертой категории относятся Благотворительные Фонды. Фонды принято делить на 5 категорий: частные, фандрайзинговые, корпоративные, фонды местных сообществ и фонды целевых капиталов. Благотворительные Фонды могут учреждать гранты двух типов: самостоятельный грант от Фонда и грант, основанный на регрантинге. В первом случае следует внимательно ознакомиться с положением о гранте, уставными документами Фонда и его актуальными программами. Главное — понимать одно: конкурс грантов для БФ — это такой же инструмент достижения уставных целей, как и программы Фонда. Результаты вашего проекта должны прямо пересекаться или косвенно поддерживать борьбу с основной проблемой, над решением которой трудится Фонд — грантодатель. Оценка текущих проектов грантодателя поможет вам увидеть на собственный стиль работы Фонда. Если экспертный совет представлен его сотрудниками (что более вероятно), то приоритет отдадут тем проектам, которые «ближе по духу» и похожи на фирменный стиль Фонда. Если грантодатель работает по системе регнрантинга, то большим плюсом станет знакомство с картой проекта, в рамках которого проводится конкурс грантов. Например, если конкурс проводится при поддержке ФПГ, то вы можете ознакомиться с описанием проекта на сайте Фонда Президентских грантов. Очень часто конкурс грантов является инструментом решения достаточно конкретной проблемы, обозначенной в проекте. Знание этого поможет вам попасть в желаемые результаты, которые приблизят грантодателя к достижению цели. 

И, наконец, пятая категория — гранты от бизнеса для НКО. Самое главное, что стоит сделать перед формированием заявки, — понять, является конкурс грантов частью КСО компании или элементом PR-стратегии. Если речь идет о КСО, то ключевым моментом при написании гранта должно стать включение сотрудников компании в реализацию проекта. Иными словами, вы должны создать условия, которые не только поспособствуют решению конкретной социальной проблемы, но и создадут множество поводов для волонтерских активностей сотрудников. Если конкурс является элементом PR-стратегии компании, то ключевой особенностью проекта должен стать охват благополучателей и количество упоминаний в СМИ. Не стоит воспринимать это враждебно: «Ещё чего! Не будем мы пиарить ООО «Рога и копыта!». Наоборот, если вы реально можете дать хороший охват по проекту, вас хорошо публикует СМИ, политика компании не противоречит политике вашего Фонда, и, при этом, вы реально сможете поспособствовать решению какой-то проблемы — проблем нет никаких. Наоборот, вас ждет длительное, плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество, а приятным бонусом станет упрощенная отчетность. Как правило, главное для бизнеса — результат, а не бюрократия. 

Конечно, иногда еще можно встретить иные категории грантодателей: Ассоциации, Аукционы и пр., но главное, перед написанием гранта, произвести оценку его целей и важных показателей результативности. 

Помните, грантовый конкурс — это инструмент достижения цели, а не классическая благотворительность. Побеждает тот, кто готов работать над ее решением по правилам грантодателя. Ловите вторую волну - удачи!

 

Похожие новости

Открыта регистрация на главное фандрайзинговое событие года
26-27 октября, город Екатеринбург встречает 18 федеральных экспертов
Какая она - земля социального бизнеса?
Первый областной слет для социальных предпринимателей пройдет 14 сентября
Матрица доноров: как расширить аудиторию
О контекстном сегментировании и эмоциональном спросе
Pro bono для НКО: принципы работы
Профессиональные услуги для профессиональных благотворителей